November 2025

S M T W T F S
       1
2 3 45 67 8
91011121314 15
1617181920 21 22
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Wednesday, February 4th, 2009 09:53 pm
– Это домик Зиновия Соловьева, основателя «Артека», – говорит Мария. – Когда было решено открывать здесь пионерлагерь для советских туберкулезных детей, кроме этого здания тут ничего не было. Первая смена детей жила в палатках, через год построили фанерные домики, а теперь «Артек» – это целый город. В этом домике раньше был музей, а теперь ничего нет. Просто «чертов домик». Он так и назывался, когда сюда пришли пионеры.

– Судя по названию, до Соловьева в нем жил кто-то очень нехороший.

– Не то слово! Этот кто-то, между прочим, в свое время поставил на уши всю Францию. И вдохновил Александра Дюма-старшего на образ Миледи из романа «Три мушкетера»

Графиня де ла Мот. Она же графиня де Гоше де Круа. А также Жанна де Валуа. Не говоря уже о литературных именах «леди Винтер» и «графиня де ла Фер». В биографии этой умопомрачительной женщины уже невозможно отделить правду от вымысла. Трудно поверить, но в этом хромом домике жила одна из величайших в истории Европы авантюристок.

Жанна де Валуа родилась в 1756 году. После смерти родителей семилетняя сиротка жила милостыней, не забывая сообщать прохожим, что ее предок – незаконнорожденный сын короля Генриха II. Эта фраза зацепила проезжавшую мимо маркизу. Она взяла девочку к себе в дом, воспитала и обвенчала с офицером по фамилии де ла Мотт. К браку новоявленная графиня отнеслась несерьезно и вскоре уже блистала фрейлиной в свите королевы Марии Антуанетты. Быстро освоившись, она провернула аферу, изменившую судьбу всей Франции. Криминальный сюжет этой истории лег в основу другого романа Дюма – «Ожерелье королевы».

По большому секрету графиня де ла Мот сообщила кардиналу де Роану, что королева якобы хочет приобрести у парижских ювелиров алмазное ожерелье из 629 бриллиантов. Но императорская особа – образец скромности, поэтому она не может позволить потратить 1 600 000 ливров публично. «Станьте ее посредником!» – умоляла кардинала Жанна. «Почему я должен вам верить?» – ответил вопросом на вопрос кардинал, и тогда она предъявила фальшивое письмо, которое свидетельствовало о намерении королевы, а потом даже организовала кардиналу тайную ночную встречу, в которой роль Марии Антуанетты сыграла переодетая проститутка. Де Роан был вынужден поверить. Он купил у ювелиров ожерелье, дав обязательство платить за него в рассрочку, передал сокровище графине, а та в мгновение ока сплавила его в Лондон к мужу, пока не раскрылся обман. Там его продали по частям, потому что даже монархи не могли позволить себе купить такую вещь целиком.
Когда афера раскрылась, Версаль был в шоке. Кардинал попал в Бастилию, а графине Людовик XVI приказал выжечь на плече позорное клеймо в виде лилии и на всю жизнь заточить ее в тюрьму. Ага. Не прошло и пары лет, как она обворожила надзирателя, вырвалась на свободу и зажила на широкую ногу в Англии – эта страна уже в те времена давала политическое убежище кому угодно, лишь бы беженец представлял интерес для национальной экономики. Де Валуа сорила деньгами, вырученными от продажи ожерелья, и утоляла жажду мести, выпуская скандальные мемуары, в которых обливала грязью Версаль и царящие там нравы. В дальнейшем эти литературные труды сыграли немалую роль в разжигании Французской революции.

Разъяренный французский император потребовал от Великобритании выдать ему беглую графиню. Ссориться с Парижем из-за какой-то авантюристки, пусть даже и баснословно богатой, Лондон не захотел. Дело принимало серьезный оборот. Но и тут Жанна де Валуа не растерялась. По мнению одних исследователей, она просто взяла и умерла. По мнению других – инсценировала собственную гибель. Газеты написали, будто графиня выпала из окна своего дома и разбилась. На собственных похоронах она шла за пустым гробом и хихикала.

Тридцать лет о ней не было ни слуху ни духу. И вдруг... посол Франции в России опознает ее в Санкт-Петербурге под именем графини де Гоше де Круа. Он немедленно потребовал у императора Александра I выдать государственную преступницу. Но после ее аудиенции у императора французы получили отказ, а немолодой уже графине было позволено поселиться в провинции у моря.

«Старушка среднего роста, довольно стройная. Лицо не то чтобы красивое, но умное и приятное украшалось живыми глазами», – так описывали современники необычную женщину, которая в 1824 году поселилась в скромном домике у подножия горы Аю-Даг. Но даже в преклонном возрасте спокойная жизнь ее не устраивала. Всего за пару лет ушлая старушка умудрилась подмять под себя всю местную контрабанду. В свободное от преступной деятельности время графиня всерьез увлекалась мистикой: к ней приезжали высокопоставленные любители оккультизма, именем французской «ведьмы» стали пугать детей – именно в эту пору за ее жилищем и закрепилось название «чертов домик».

Постарев окончательно, «миледи» вдруг озаботилась спасением души. Но и тут без приключений не обошлось. Вместо поста и молитвы она занялась обращением в христианство крымских татар. В их преданиях графиня де Гоше де Круа осталась в образе старухи с изборожденным морщинами лицом, юными глазами, верхом на лошади, с двумя пистолетами за поясом, вдохновенно вещающей об Иисусе с легким французским акцентом.

23 апреля 1826 года конь под ней споткнулся, она выпала из седла, ударилась головой о камень и умерла. Легко и мгновенно. В 70 лет.
http://www.vz.ru/columns/2009/2/4/252683.html